Социальная работа – серьезная профессиональная деятельность, основанная на принципах гуманизма и равноправия, знания в разных сферах жизни человека, умении оценивать социальные проблемы и поддерживать людей с проблемами и трудностями, сформированная на модели новых отношений между различными категориями людей и служб.
По определению Международной Федерации Социальных работников социальная работа способствует социальным изменениям в обществе, решению проблем в человеческих взаимоотношениях и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Основываясь на теориях человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда человек взаимодействует с окружающей средой. Права человека и социальная справедливость – фундаментальные принципы социальной работы.
Согласно нормативно-правовой базе: «Основной закон о специальных социальных услугах» от 29.12.2008 года, «Стандарты социальных услуг» от 25.11.2009 года, Приказ №134 «Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере здравоохранения и правил их аттестации» от 10.04.2009 года.
В соответствии с предъявляемыми квалификационными требованиями к социальным работникам в сфере здравоохранения существуют две категории социальных работников:
- социальный работник по оценке и определению потребности;
- социальный работник по оказанию социальной помощи на дому.
В КГП на ПХВ "Городская поликлиника №13" акимата города Астаны работают квалифицированные специалисты по социальной работе и психологии, которые активно оказывают помощь и поддержку прикрепленному населению в рамках своей компетенции. На данный момент в штате Центра 4 –социальных работника и 2 психолога, также специалист по семейному консультированию и визитов на дому беременных женщин и семей имеющих детей 0-5 лет находящихся в группе рисков. В рамках своего функционала специалисты выполняют свою работу на индивидуальном, групповом уровне, а также проводят патронаж в семьи, где это необходимо. Оценивают ситуацию, определяют проблему, риски и оказывают помощь. Проводится работа в рамках межведомственного и межсекторального сотрудничества и партнерства с государственными и негосударственными организациями по оказанию помощи гражданам и пациентам оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В целях профилактики на уровне первичного здравоохранения РК, разработаны и функционируют следующие инновационные медико- социальные технологии:
- Центр поддержки семьи;
- Универсально-прогрессивная модель патронажной сестринского обслуживания;
- Внутри и межотраслевое сотрудничество;
- Школа по развитию родительских навыков для сознательного родительства;
- Супервизия;
- Телефон доверия.
Центр поддержки семьи – это набор услуг и мероприятий, ориентированных на улучшение функционирования, укрепления и сохранения семьи, обеспечения раннего вмешательства в семье из группы риска и укрепление действий по уходу за детьми и здоровья всей семьи.
Школа по развитию родительских навыков для сознательного родительства представляет собой набор услуг и различных мероприятий, ориентированных на улучшение подходов отца и матери к выполнению своей роли в качестве родителей, улучшение ресурсов и компетенций родителей по воспитанию детей, основанных на знаниях, навыках и социальной поддержки
Супервизия направлена на разбор сложных социальных случаев и развитие навыков работы, особой помощи семьям, находящимся в группе риска, на обеспечение качества профессиональной деятельности социальных работников, анализ трудностей, испытываемых в процессе работы, а также с целью предотвращения профессионального выгорания
Универсально –прогрессивная модель патронажного сестринского обслуживания- смешанная модель патронажных посещений на дому для помощи семьям с средним и высоким уровнем неблагополучия, в обеспечении наиболее подходящих ресурсов для детей до 5 лет в плане общего ухода, питания, здоровья, предотвращения последствий социального неблагополучия.
Семейный консультант- специалист, выполняющий патронажное сестринское обслуживание на дому семьям.
Внутри и межотраслевое сотрудничество - технологии внутри и межотраслевого сотрудничества – осуществление связей и сотрудничества не только в рамках медицинской организации, но и с привлечением государственных, общественных, коммерческих, религиозных организаций, фондов для оказания прямой поддержки ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Перечень социальных и психологических услуг клиенту, ставщего жертвой бытового насилия
- Консультация социальных работников по следующим вопросам :
Социально –правовые
Социально- бытовые
Социально – психологические
Социально-медицинские
Социально- педагогические
Социально – трудовые
Социально –культурные
Социально-экономические
- информационная поддержка
- длительное (кратковременное) сопровождение
- патронаж
- групповые занятия (тренинги, группы самопомощи)
- арт-терапия (трудо-терапия)
- посредничество социального работника (медиация, представление интересов клиента в государственных организациях и НПО)
- культурно-массовые мероприятия
- волонтерское движение
- клубные занятия
- межведомственное сотрудничество (кризисные центры, НПО)
- функционируют комната «Тишины»
Психологические
- Индивидуальная консультация психолога
- Групповая работа с психологом
- Патронаж психолога
- Арт-терапия
- Ауто-тренинги
- Релаксация и медитация занятия с психологом
- Музыко-терапия, Сказко-терапия
Универсально –прогрессивная модель патронажного сестринского обслуживания:
- Посещение на дому детей от 0 -5 лет для оценки физических, эмоциональных, социальных и экологических потребностей детей и семьи.
- Планирование и разработка с родителями индивидуальной программы, основанной на оценке их ребенка и включающей определенные сильные стороны и потребности семьи.
- Обеспечение санитарного просвещения семей.
- Обучение семей приобретению навыков.
- Проведение для семей мероприятий, соответствующих этапу развития ребенка и представление информации, направленной на повышение интеллектуальных, социально-экономических, двигательных и языковых способностей ребенка.
- Обеспечение, разработка модели и обучение подходу поощрительного наставничества детей, навыков воспитания и соответствующих методов обеспечения дисциплины в случае сложного поведения
- Консультация и оказание помощи семьям в определении приоритетных целей и результатов.
- Консультация и оказание помощи семьям в использовании возможностей для обучения своего ребенка.
- Консультация и оказание помощи семьям в вопросах охраны здоровья и безопасности ребенка, путем анализа условий их здоровья и безопасности дома и в семье на регулярной основе.
- Контроль развития ребенка
- Информирование родителей о специальных социальных услугах для своих детей, мотивирование их участия в полной мере.
- Обеспечение образовательных ресурсов, ресурсов поддержки их в направления в помощь семьям в достижении их намеченных целей.
- Обеспечение управления в кризисных ситуациях.
- Консультации и сотрудничество с другими специалистами, участвующими в предоставлении услуг семьям.
- Направление семей к специализированным службам в системе здравоохранения и в других секторах, а также другим ресурсам, например: группы поддержки, НПО.
- Осуществление кампаний для укрепления здоровья и использование ресурсов для разработки групп поддержки семьи.
Кумарова Гульнар Хасеновна:
Координатор социально-психологической службы в "Городской поликлинике № 13" г. Астаны, магистр социальных наук, тренер- преподаватель по социальной работе в здравоохранении.
В 1985 году окончила Гуманитарный университет по специальности «Педагогика». В 2012 году – Казахстанский университет экономики, финансов и международной торговли по специальности «Социальная работа» магистратура, обучающий тур в Школе социальной работы Колумбийского университета в г Нью-Йорк, США.
В течение 15 лет является новатором в развитии практической социальной работы в системе здравоохранения города и республики.
Награждена почетными грамотами Департамента здравоохранения г. Астаны за большой вклад в дело охраны здоровья населения, медалью – 20-летием Независимости РК, благодарственными письмами акима Алматинского района г. Астаны и Астанинского городского филиала НДП «Нур Отан» за бескорыстное служение людям.
Уашева Айжан Кайргельдиновна – социальный работник. В 2005 году окончила Евразийский национальный университет по специальности «социальная работа». В 2008 году окончила Казахский гуманитарно-юридический университет магистрату по специальности «социология». Научная деятельность по теме «Социальное сиротство в Казахстане». Прошла курсы повышения квалификации в г. Стамбул, г. Уфа. Является участником международных и республиканских научно-практических конференций и круглых столов.
Шонова Асель Багдатовна - Окончила Евразийский Национальный университет- бакалавр социальной работы, Казахский университет экономики, финансов и международной торговли- магистр социальной работы. Прошла курсы по повышению квалификации в рамках международного проекта Детского фонда ООН UNICEF «Укрепление семьи и профилактика социального сиротства», обучающие семинары по циклам: «Принципы организации социально-медицинской помощи для людей употребляющих наркотики», ««Психосоциальная реабилитация в системе здравоохранения» .